12.12.2018 г., ученики начальных классов посетили Астраханскую филармонию, посмотрев концертную программу «Музыкальный вояж» в рамках проекта «Свет музыки». Встреча проходила в арт-кафе «Мелодия встреч». В концерте приняли участие: камерный оркестр дирижёр Л.Бутаков; солисты: Я.Паклянова, Д.Костылёв (скрипка); ведущая И.Ибрагимова. В программе прозвучали произведения известных композиторов-классиков.
1. В.А.Моцарт Дивертисмент D-dur 2 ч. (исп. оркестр)
2. П.Чайковский Серенада для стр. оркестра 3 ч. «Вальс» (исп. оркестр)
3. Дж.Россини соната №1 2ч. (исп. оркестр)
4. А.Вивальди «Зима» 1 ч. из цикла «Времена года» (исп. Д.Костылёв)
5. В.Беллини ария Нормы из оперы «Норма» (исп. Я. Паклянова)
6. Л. Боккерини симфония №4 3ч. (исп. оркестр)
7. А .Пьяццолла «Либертанго» (исп. оркестр)
8. Э. Григ сюита «Из времён Хольберга» 3 ч. (исп. оркестр)
9. Дж.Россини «Тарантелла» (исп. Я.Паклянова)
Артисты пригласили ребят в гости - в большой дом под названием филармония. И вот, при свете свечи, ведущая начала свой рассказ: «Лет 100 – 200, назад такой большой дом мог принадлежать одному богатому человеку. Семья у этого человека, наверное, была большая и у каждого своя комната, но всё равно ещё остаётся много места, и украшением этого дома становится парадная гостиная. В ней обязательно стоит рояль. В этой парадной комнате принимают гостей, устраивают балы, маскарады, рождественские ёлки. Всем хватает здесь места.
Но вот какая незадача-100 лет назад не было никаких звукозаписывающих устройств, (телевизоров, магнитофонов) и для того чтобы повеселиться на балу или устроить концерт, нужно было приглашать музыкантов. Настоящих, со скрипками, виолончелями, контрабасами. И вот зазвучал камерный оркестр …
Какое странное название - камерный оркестр. Камера в переводе с итальянского, это и есть комната. То есть камерный комнатный оркестр. Небольшой по составу. Вы когда-нибудь видели большой симфонический оркестр? В нём участвуют до 80 человек (это как будто собрали 1,2 и 3 классы вашей школы, вот сколько много человек!
А вот камерный оркестр - это небольшая группа струнных инструментов симфонического оркестра. И вот, как и много лет назад, собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот - пульты, брали в руки скрипки, альты, виолончели и, начинался домашний концерт.
Скрипки Страдивари, до сих пор считаются непревзойдёнными. По красоте голоса со скрипками Страдивари соперничают лишь скрипки Джузеппе Гварнери дель Джезу. На своих скрипках он оставлял монограммы (посвящение) ИХС в честь Иисуса Христа».
Особенно интересным для ребят показался рассказ ведущей о великом композиторе – имя его Йозеф Гайдн: «Музыка этого человека удивительно проста и гармонична. Однажды друзья попросили его поделиться секретом создания красивой музыки. И он ответил: «Просыпаюсь каждое утро и первое, что я делаю – возношу Богу молитвы и благодарю за вдохновение, а сразу после завтрака сажусь за фортепиано и начинаю сочинять». Прекрасный совет. Кстати, Гайдн написал очень много красивой музыки. А если этого не случалось, он опускался на колени, молился и размышлял о том, что ему нужно исправить в своём характере. Гайдн воспринимал своё творчество, как служение ближним, страдающим и томящимся душам, который своей музыкой приносит радость и утешение.
Что такое музыка и как она рождается? Какое чувство охватило Адама, когда он запел, от счастья, от любви к своему Творцу, от счастья и радости созерцать и любить этот мир.
Между прочем, в Библии инструменты упоминаются 29 раз, у каждого инструмента своя роль. Одни применялись в богослужениях, другие на войне, третьи в праздники. Ведь музыка всегда была выражением чувств человека и печальных, и торжественных, и радостных. Самое яркое упоминание об этом есть в псалтири царя Давида. Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов – песней в честь Господа. Искусство в древности напоминало людям о постоянном присутствии Бога в жизни. А умение играть на каком-нибудь инструменте- считалось высшим божественным даром.
Еще много интересного узнали ребята во время встречи с артистами филармонии, послушали незабываемые мелодии композиторов-классиков.
А как интересно, было наблюдать за лицами наших ребят во время звучания волшебных звуков оркестра! Лица «святились», глаза «горели», а кто-то погрузился в свои размышления…Хочется верить, что в сердце каждого ребенка осталась частичка того свечения, что дарит нам музыка.
Счастливые и радостные мы возвращались в родную гимназию!