...А теперь я хотел бы произнести несколько слов о чем-то другом. Казалось бы, не имеющем прямого отношения к теме, над которой мы размышляем, но не сказать об этом нельзя — я имею в виду события, которые произошли в Казани. Без преувеличения, эти события потрясли страну и вызвали, как все мы знаем, болезненную реакцию в обществе. В последовавших многочисленных комментариях справедливо подчеркивалась необходимость обратить внимание на усиление охраны школьных зданий, на недопустимость проникновения в школы незнакомых лиц, на обеспечение школ необходимым оборудованием, которое помогало бы осуществлять контроль за происходящим как внутри, так и снаружи. Но, кажется, недостаточно внимания было обращено на самое главное: на тот нравственный климат и на ту систему ценностей, под влиянием которых воспитывается сегодня значительная часть детей и молодежи.
В биографии молодого преступника не содержится даже намека на какие-то особые обстоятельства, которые могли бы объяснить тот цинизм и ту жестокость, с которыми было совершено злодеяние. И действительно, откуда же эта бесовщина в душе ребенка? Да оттуда же, откуда в душе соответствующего героя Достоевского. «Если Бога нет, то всё дозволено». Если Бога нет, то очень часто это место занимает другая могущественная сила, способная бросить и на совершение преступлений, и на самоубийство, и на все то, что губит не только тело, но и душу человека.
Сказанное не означает, что нерелигиозный человек потенциально опасен, — совсем нет. Но сказанное означает, что если нет сдерживающих религиозных факторов, если молодой человек не получил религиозного воспитания, то, во-первых, необходимо, по крайней мере, хотя бы познакомить его с присутствием таковых факторов в истории и культуре своего народа и, во-вторых, — и это гораздо более сложная задача — ограничить влияние на детей и молодежь, не побоюсь этого слова, тлетворного воздействия извне. Кстати, это воздействие может быть не только секулярно-атеистическим, но и псевдорелигиозным, и мы знаем, в какие страшные путы попадают люди, связывающие себя с разного рода мистическими культами и сектами. Время от времени телевидение показывает нам зловещие кадры того, как псевдорелигиозное воздействие на человека приводит к умопомешательству, суициду, многим правонарушениям.
Затронув тему воспитания и образования, хочу призвать всех, от кого это зависит, оказать всю возможную поддержку школе. Мы все прекрасно понимаем, что от школы — и не в последнюю очередь от ее дошкольного, начального и среднего звена — зависит формирование личности, а значит, будущее Отечества. Поэтому в фокусе внимания всех, кто ответственен за образование и воспитание молодежи, должна быть не только подготовка молодежи к профессиональной деятельности, о чем сейчас много говорится, но и культура и здоровье детей, без чего невозможно решение демографических проблем, а значит, развитие городов и сел, выживание наших умирающих деревень, особенно в российском нечерноземье.
Хочу обратиться к православным педагогам, традиционно составляющим наибольшую часть аудитории наших Образовательных чтений. Сегодня основная задача педагога, будь то преподавание Основ православной культуры в школе, работа в православной гимназии или воскресной школе, — сформировать у детей прочные духовно-нравственные ориентиры, руководствуясь которыми, наши молодые сограждане могли бы усваивать героические примеры из прошлого, подобные примеру святого князя Александра Невского, достойно отвечать, как мы теперь говорим, на вызовы современности.
Безусловно, важной в связи со сказанным становится полноценная подготовка учителей православной культуры. К сожалению, до сих пор этому препятствует целый ряд причин. Среди них и продолжение преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в экспериментальном формате, и отсутствие возможности полноценно представить этот предмет на всех ступенях образования, а не только в течение одного года в начальной школе, и отсутствие каких-либо иных возможностей системно ознакомить школьников с духовными основами богатейшей культуры нашего народа. Все это до сих пор ограничивало возможности полноценной подготовки педагога-предметника. Считаем, что ситуация должна измениться. К этому призывает и родительское, и педагогическое сообщество. Это позиция Русской Православной Церкви и, как мне известно, других традиционных религий России.
Еще раз подчеркну: подготовка учителей религиозных культур должна осуществляться при участии религиозных организаций. Понимание культуры немыслимо без понимания духовных корней, питающих эту культуру, а значит педагог, в том числе учитель начальных классов, должен обладать и необходимым объемом богословских знаний, и желательно собственным опытом соприкосновения с религиозной традицией.
Убежден, что многие актуальные проблемы можно разрешить во взаимодействии, в открытом и доверительном диалоге Церкви, родительско-педагогического сообщества и органов государственной власти.
Так, в частности особое место среди таких вопросов занимает озабоченность возможностью перевода системы образования едва ли не полностью в дистанционный формат. Со своей стороны полагаю, что дистанционный формат, возможный в качестве исключительной меры в условиях ограничений, связанных с пандемией, не может быть признан нормой в обычной жизни.
Важными являются и вопросы реализации нового «Закона о воспитании», вступившего в силу в начале этого учебного года. Выражаю сердечную благодарность Президенту Владимиру Владимировичу Путину за эту законодательную инициативу, нормативно закрепляющую важность воспитания на основе традиционных культурных и духовно-нравственных ценностей. Разработанная Российской академией образования примерная программа воспитания представляет пространство для взаимодействия традиционных религиозных организаций и органов управления образования в регионах...